Нажмите кнопку ☝️ для перехода в телеграмм бота, где можно получить вознаграждение за посещение скульптуры "Время и благополучие".
Введите в боте секретную букву "О".
"Медный всадник": как безумный гений оживил бронзу
*История о том, как творческая одержимость победила законы физики
Безумный замысел Фальконе
1766 год. Французский скульптор Этьен Фальконе, приглашённый Екатериной II, задумал невозможное — создать конную статую так, чтобы вес всадника держался всего на двух точках опоры (задних ногах коня). Физики и литейщики смеялись: "Это против законов природы!"
Но Фальконе был одержим. 12 лет он жил в сарае на Сенатской площади, вылепливая гипсовую модель. Чтобы понять анатомию лошади, он часами наблюдал за гвардейскими скакунами, заставлял их вставать на дыбы, а однажды устроил пожар, чтобы увидеть выражение ужаса в глазах животного.
Катастрофа при литье
1778 год. В день отливки бронзового монумента формы треснули, расплавленный металл хлынул на землю. Рабочие в панике разбежались, но мастер Хайлов (литейщик) бросился затыкать течь собственным плащом, получив страшные ожоги.
Чудом основную часть статуи спасли, но верхнюю часть пришлось переделывать. Когда Екатерине II доложили о провале, она произнесла: "Если Фальконе сумасшедший, то это полезное безумие — оно даст России чудо"
Мистика завершения
1782 год. В день открытия памятника над Петербургом бушевала буря. Говорили, что дух Петра I недоволен. Но когда покрывало упало, толпа ахнула: конь действительно стоял на двух ногах, а взгляд императора пронзал будущее.
Творческое бессмертие
- Пушкин превратил статую в мистический символ в поэме "Медный всадник"
- В 1812 году, когда Наполеон шёл на Москву, Александр I приказал эвакуировать статую, но её не смогли сдвинуть с места — будто дух Петра отказался покидать город
- Реставраторы до сих пор не могут объяснить, почему бронза памятника не зеленеет — будто время для него остановилось
Секрет, унесённый в могилу
Фальконе так и не узнал, что его творение стало символом Петербурга — Екатерина выгнала его из России до завершения работ. Но в последнем письме он написал: "Мой Пётр переживёт все империи. Он скачет сквозь века, и ничто не остановит этот бег".
🐎 До сих пор в полночь у подножия памятника можно найти бронзовые опилки — будто невидимый мастер продолжает совершенствовать своё творение. А в дни наводнений старожилы клянутся, что слышат звон копыт по мокрой брусчатке...
Расположена в помещении
арт-пространства на Пушкинской 10
Адрес:
Санкт-Петербург, м. "Площадь восстания",
Пушкинская 10, Выставочный центр